Если в конце поста Вы видите значок "ХХХ" - то знайте: под "Читать дальше" ничего нет, перед Вами весь текст сообщения.

16.4.09

О проблеме морфогенеза

Суть проблемы: "Каким образом клетки узнаЮт, кому кем стать? Ведь изначально это одна-единственная клетка с некоторым кодом ДНК. Затем это некоторое количество одинаковых копий с одинаковым кодом. А затем каким-то образом они начинают специализироваться на клетки мозга, клетки желудка, клетки крови и так далее. Как они узнаЮт, кому кем стать?".

Моя гипотеза выглядит следующим образом:
- поначалу все клетки одинаковы (их, собственон, одна);
- затем через некоторое количество делений возникает "шарик" из клеток, одни из которых оказывают снаружи "шарика", а другие - внутри;
- разница в положении влияет на окружающий клетку баланс различных веществ и воспринимаемых воздействий;
- эта разница определяет первую волну специализации и расширение набора реакций;
- после первой волны специализации процесс повторяется, но уже для слоев, и таким путем формируется второй уровень специализации;
- через некоторое количество "волн специализации" количество специализированных клеток становится таково, что зародыш превращается в эмбрион;
- переход из одной фазы в другую меняет состояние системы (опять-таки за счет биохимических, биофизических и др. факторов) таким образом, что запускается эволюционная цепочка (эмбрион "вкратце" повторяет все фазы развития жизни на планете - рыба, амфибия, рептилия, млекопитающее, примат);
- остановка эволюционной цепочки происходит потому, что состояние развивающейся системы совпадает с состоянием эталонной по некоторым ключевым параметрам;
- эмбрион переходит в фазу плода, что запускает последнюю фазу пренатального развития.

Последующее развитие - снова фаза роста.

Неясна проблема: каким образом среди специализируемых клеток остается некоторое количество неспециализированных (стволовых)? Или у них такая хитрая специализация - "сохранять потенциал трансформации в любую другую"? В рамках развития сложной системы было бы вполне логично обеспечить некоторое количество "запасных частей" - так может, это и есть "склад запчастей"?

2 comments:

Sen Grel комментирует...

Такую же "гипотезу" нам в школе преподавали как доказанную теорию. :)
Встречный вопрос: это профессиональный интерес?

Miker комментирует...

Тогда странно, что академик Капица считает проблему морфогенеза а) не решенной, б) одной из самых важных.

Интерес - не профессиональный, поскольку я не биолог ни разу. С другой стороны, область того, чем я интересуюсь, очень сложно даже просто очертить. Очень широка.

А если бы был профессиональный? :)