Если в конце поста Вы видите значок "ХХХ" - то знайте: под "Читать дальше" ничего нет, перед Вами весь текст сообщения.

16.6.09

ЕГЭ + ГИА = ?

Вот именно, чему равно? Я так думаю, что ЕГЭ + ГИА = ИГОГО. Расшифровываться будет так: "Идиная гасударственное опщеабразавательный отестацие... где исчо адна букыва гэ? а мы тут в грамматеке нисильны!".

Впрочем, еще одной "г" можно найти подходящую трактовку.


Наблюдение первое. Во время оно, когда серьезное образование получать мог далеко не каждый, образованные люди владели багажом знаний, сравнимым с общим уровнем имеющейся информации о мире, плюс массой навыков - от гончарного ремесла до риторики. Чтобы получить такого титана знания и умения, требовалось несколько преподавателей (слово "педагог", возникшее позже в Древней Греции, довольно точно отображает, что делали в отношении образования детей). Каждый преподаватель передавал свои знания и умения, требуя от ребенка работы по усвоению. Работа такого количества преподавателей обходилась домохозяйству в кругленькую сумму - зато ребенок к моменту инициации оказывался полноценным членом общества, выведенным на довольно высокую орбиту социальной жизни.

А остальные, коих было большинство, получали лишь комплекс навыков, пригодных для обеспечения себе некоторого уровня жизни, подчас очень невысокого. Сын пахаря с максимальной вероятностью становился пахарем, с куда меньшей - находил возможность немного подняться до уровня служащего, и с почти нулевой выходил в средний класс. В элиту попасть было практически невозможно, если говорить о правиле. Разумеется, бывали исключения. Некоторые.

Чуть ближе к современности, модель немного изменилась. Уровень знаний о мире вырос, время на подготовку удлинилось, но по-прежнему для образования одного (максимум - маленькой группы) ребенка требовалось довольно много преподавателей.

Такая ситуация продолжалась до начала промышленной революции и наступления эпохи капитала. Формирование индустриальных производств потребовало больших масс людей с одинаковыми навыками - и центральную роль в подготовке этих масс сыграл процесс урбанизации. Конвейер проник и в образование - возникли одинаковые школы, штамповавшие одинаковых людей, будущих рабочих на станках. Не зря одними из первых в этот процесс включились фабриканты.

Научный рывок ХХ века сдвинул ситуацию в сторону "побольше науки, поменьше навыков". С середины века (или даже немного раньше) пошло расслоение: общеобразовательная школа (как наследник "ликвидации безграмотности" и "просвещение для всех") плюс фабрично-заводские училища либо институты.

Для подготовки одного человека стало требоваться меньше, чем один другой человек, если брать условную плотность преподавателей на единицу учащегося. Навыки стали даваться конвейерно, система ориентации ужесточилась, о понятии "индивидуальные особенности" было забыто вообще.

Штамповка. Поначалу качественная и довольно разнообразная: задачи, стоявшие перед страной, экономикой и государством, были осмыслены и требовали различных инструментов для своего решения, поэтому внимание "кому кем быть" все-таки уделялось и человек, желавший улучшить свое образование, мог это сделать. Порой с препонами, порой очень тяжко - но это было возможно. Пробивавший преграды на пути к высокому уровню образованности становился еще и сильнее.

Но эта модель страдала одним пороком: унификационным тяготением. Управляющие образовательным процессом люди не желали держать в голове миллион разных деталей и нюансов, а идеология требовала, чтобы процесс был централизован. Как следствие, началась деградация.

В итоге в средней школе в лучшем случае приходится 1/10 (одна десятая) преподавателя на ребенка. Норма - примерно 1/15..1/20. Часто бывает, что и 1/30 (одна тридцатая). При таком коэффиценте передачи знания и навыков удивительно, что выпускники еще умеют находить неизвестные и формулировать предложения из дюжины слов!

Я лично вижу ЕГЭ и ГИА пиком деградации. Это уже не высококачественная и разноплановая штамповка, это вкривь и вкось нахреначенные одинаковые заготовки-болванки, каждая третья из которых получилась бракованной до непригодности, а каждая вторая не укладывается в технические стандарты.

Я вижу два варианта: утопичный и реалистичный.
Утопичный - это запустить программу подготовки преподавательских кадров в таком объеме, чтобы на одного ученика приходилось как минимум два преподавателя. Это совсем иной формат школы - не конвейер на 600 человек, а сверхмалые группы по 4-7 учеников, каждую из которых ведет один преподаватель (который учит думать) от начала и до конца, при этом остальные преподаватели подключаются к процессу обучения тогда, когда возникает потребность. Таких 15..18 человек (по базовым дисциплинам) и еще несколько выборных курсов. Саму программу следует расширить практическими предметами, и добавить специальные курсы по развитию творческих навыков. Факультативно - технические, эстетические и спортивные (вне общего плана) кружки.
Такие изменения потребуют несколько миллионов качественных преподавателей, пересмотр школьной инфраструктуры (вплоть до размера классов и энергопотребления школьных систем).

Реалистичный сценарий - отдать "долбежные" области предметов автоматике. Зачем нужен преподаватель по русскому языку, когда самый лучший способ внедрения грамотности - давать правильное чтение? Компьютер с механической задачей подачи правильного текста и проверки написанных слов справится гораздо лучше, а выяснение, "почему грамотно так или эдак..." и прочие лингвистические изыски оставим в рамках филологии - кому интересно, добро пожаловать на филфак. То же касается математики (в ее базе) - показали алгоритм решения, показали несколько примеров, требуем решение самостоятельно на базе задач. Кому хочется большего - тематические кружки, олимпиады и далее на мехмат, например.
Компьютер, реализуя внедрение большинства механических навыков, сможет давать адекватную оценку скорости обучения и склонностей обучаемых к тому или иному направлению, а также отслеживать массу индивидуальных параметров вроде продолжительности урока для конкретного ученика и объема его нагрузки, плавно регулируя программы.
При таком подходе преподавателям останется творческая часть образования - чтобы дети могли научиться думать и формулировать задачи, а не только решать их. Для этой цели можно найти достаточно хороших учителей.